Или почему карбены – яйца?
В университет друга Йорика – Натальи Таловой приехал, российский учёный, член-корреспондент РАН с 2006 г. по Отделению химии и наук о материалах Вадим Юрьевич Кукушкин. И Наташа решила написать впечатление о выступлении сего светила науки. Далее с её слов:
Когда профессор объявил на очередной лекции о том, что приедет Кукушкин В.Ю. член-корреспондент РАН, ничего особенного не случилось, просто в очередной раз нам следовало посетить университет. Конечно, весь преподавательский состав нахваливал неведомого лектора, говоря, что его лекции понятны и доступны любому студенту-химику.
Он представлялся видным человеком, окружённым аурой уверенности и обязательно в деловом костюме, никак не в белом халате, покрытом пятнами от серной кислоты или бихромата калия. Как говорится, положение обязывает. Что ж, Вадим Юрьевич не разочаровал. Красивый костюм и очки, имеющие свойство скорее аксессуара, нежели инструмента, потому как гармонично смотрелись, заканчивали лаконичный образ профессора.
Прежде чем лекция началась, наш преподаватель зачитал перечень заслуг и званий именитого петербургского учёного, дабы ознакомить нас с человеком, творящим современную науку, а также продвигающим достижения отечественные в иностранные учёные массы. Вадим Юрьевич слышал это представление сотню раз, но всё равно был искренне рад и немного смущён. Разумеется, наше скромное общество преподавателей и двух-трёх малочисленных групп студентов – не научный конгресс, но даже несмотря на это, профессор держал марку и отнёсся к нам, как к уважаемым коллегам.
С первых же минут своей речи Вадим Юрьевич показал прекрасную выдержку. Аура, что его окружала – это уверенность и сила, которую он демонстрировал на протяжении лет, когда читал доклады и лекции в Соединённых Штатах, в Тайване и в Португалии. Кукушкин оказался человеком, который прекрасно умеет владеть собой и прежде всего людьми, к которым он обращается. Публичный человек должен быть именно таким, каким предстал учёный – показывающий твёрдость своих высказываний и убеждений, слегка нахальный, но при этом очень вежливый.
Он сравнил координационную химию с Джекилом и Хайдом.
Его аналогия стала началом и концом лекции, грамотно продуманных ход, который цепляет внимание слушателей. Найдётся, наверное, немного человек, кто бы не слышал об этих персонажах, будь то герои книги или фильма или вторичные произведения на основе оригинала. Внимание тут же будет проявлено, ибо каждому будет интересно, что связывает классический пример раздвоения личности и координационную химию металлорганических соединений. Скажем прямо, не так и много. Аналогия хороша тем, что отлично отражает сущность тех соединений, о которых шла речь: при обычных условиях привычный и спокойный Джекил, вступая в реакцию, раскрывает свой невообразимый каталитический потенциал и становится безумецем Хайдом. Но основная роль сравнения – это «привязка», красный флажок, всплывающий в воспоминаниях при упоминании таких соединений как карбены. Вадим Юрьевич рассказал о том, почему именно использует такую аналогию – это намного увлекательней скучной лекции, в которой ты мало что понимаешь, и придаёт ей оригинальность и определённый шарм. С этим не поспоришь.
Вторая, немаловажная особенность его рассказа, которая приковала внимание – тоже аналогия. Вадим Юрьевич рассказывал о том, что карбены – очень реакционноспособные соединения и их трудно разделить. Учёные предложили выход: отделять соединения карбенов подушкой из инертного газа – аргона и держать систему охлаждённой до 12К (Кельвинов) пластинке. Сложную конструкцию он назвал матрицей, объяснив нам принцип её создания. Тут же он дал новую аналогию – яйца в картонной/пластиковой решётке. Карбены – яйца, матрица из аргона – решётка, которая сохраняет их от соударения. Согласитесь, каждый из нас видит такую картину каждый день. Для всех она понятна и проста. А так как яйца лучше хранятся в холодильнике, то и карбены при низкой температуре более стабильны. Опустим тот факт, что разница температур около 263 градусов. Ещё один красный флажок, который сразу вспыхнет в памяти.
Но внимание зрителей – вещь не постоянная, поэтому профессор всякий раз приковывал его снова и снова, отпуская шуточки. «Преподаватели первых курсов, не смотрите – на экране азот имеет четыре валентные связи»! – наиболее понравившееся залу выражение, сопровождаемое жестикуляцией и игрой. В преддверии этого уважаемый профессор объяснил, почему она там образуется и какой именно характер носит эта связь. По сему это выглядело несколько драматично и отвлекло слушателей от довольно сложного материала относительно строения и механизмов взаимодействия коварных карбенов.
В финале Вадим Юрьевич попросил несколько минут, чтобы представить нам свой университет и кафедру, которой руководит, а также тех людей, с которыми он работает. Не менее завлекающий ход, направленный на привлечение новых кадров. Профессор успел даже сделать комплимент в адрес нашего Центра коллективного пользования, в котором побывал в прошлый визит. Оставить смешинку – завершающий штрих выступления, чтобы на лёгкой и непринуждённой ноте закончить лекцию.
Профессор Кукушкин интересный человек, оставивший после своего визита, яркое впечатление, конечно же, запомниться студентам не только списком громогласных заслуг, поклонником творчества Стивенсона, но интересным лектором, рассказавшим о достижениях современной науки, просто приятным, дружелюбным человеком.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: